Китайский путь российских моногородов: оправдала ли себя система ТОСЭР?
В 2017 году Череповец получил статус территории опережающего социально-экономического развития— ТОСЭР. Цели и задачи проекта очевидны — новые предприятия и новые рабочие места в моногородах, ускорение развития экономики, улучшение жизни жителей. Оправдал ли себя механизм ТОСЭР и что думают об этом бизнесмены?
Пионеры ТОСЭР
Основным механизмом привлечения инвестиций в ТОСЭР стали налоговые льготы — по налогу на прибыль и социальным налогам, а также подготовка за бюджетный счет инженерной инфраструктуры для новых производств. Это распространенная мировая практика, которую называют «китайским путем».
Одним из первых резидентов ТОСЭР «Череповец» стала местная компания «Механика». Ее учредители — Олег Кононов и Олег Чечнев — придумали вездеходы, которые выпускаются под торговой маркой «Тингер». Второй базовый продукт предприятия — бесшовные пластиковые кессоны «Тингард».
«Механика» давно стремилась выйти на международный рынок, но не хватало ресурсов, поэтому всерьез стали рассматривать возможность переезда из Череповца в Калугу.
«Калужская область широко рекламировалась, там многое сделано для поддержки среднего бизнеса, и много говорили про „калужское чудо“. Калуга предоставляла территорию, электричество и газ, налоговые льготы. Но потом эти же перемены произошли в Череповце, — рассказывает исполнительный директор компании „Механика“ Алексей Мирошниченко. — Мы остались здесь, провели достаточно серьезную реконструкцию. Обязательное условие для резидентов — создание новых рабочих мест — подталкивало выходить на новые рынки и выводить новые продукты».
Вездеходы «Тингер» вскоре появились у японских и чешских пожарных. В Чили на них возят по горам туристов, а колумбийская армия на череповецких вездеходах разыскивает и уничтожает поля с кустами коки.
«Город сделал немало, чтобы создать новые рабочие места, и это здорово, — признает Алексей Мирошниченко. — Но есть и другой момент: у налоговиков свои показатели работы. Такие компании, как мы, которые вот они, на поверхности, принимают сотрудников, вкладывают инвестиции и вдруг — меньше платят. Нас сразу предупредили, что смотреть на компанию будут очень тщательно, почти с лупой, досконально проверять».
Вслед за «Механикой» в число резидентов ТОСЭР вошли завод по производству фибролитовых плит и пекарня «Счастливочная». Оба предприятия — дочерние производства уже существующих в Череповце предприятий — группы ЧФМК и фабрики «Русский бисквит» соответственно.
«Эффект от ТОСЭР? Не скажешь, что он сверхсущественный, но он помог нам время стартового периода, время становления преодолеть менее болезненно, — объясняет директор по развитию ООО «Пекарня «Счастливочная» Сергей Матюшев. — На мой взгляд, вся полнота преференций откроется, когда мы достигнем больших объемов продаж. Льготы хорошие: за сотрудников мы платим сейчас в четыре раза меньше социальных налогов, чем должны были бы».
Пекарня вложила в производство около 25 миллионов рублей, начав выпуск французских молочных булочек с разной начинкой.
ТОСЭР — везде
За полтора года резидентами ТОСЭР «Череповец» стали 11 предприятий, четыре из них работают в индустриальном парке, остальные — на собственных площадях.
Однако городов с льготными режимами налогообложения становится все больше. Статус ТОСЭР в России получили уже 74 моногорода, и все они приглашают к себе инвесторов. В соседней Ярославской области таких территорий сразу три — в Ростове, Тутаеве и в городе Гаврилов Ям, где всего 17 тысяч жителей. При этом в ТОСЭР Гаврилова Яма уже три резидента. И условия вхождения здесь отличаются от череповецких.
В Череповце стать резидентами ТОСЭР могут те, кто в первый год работы готов инвестировать в производство минимум пять миллионов рублей (и не менее 20 миллионов за весь период), а также принять на работу не меньше 20 человек.
Директор торгового дома «Русский чай» Евгений Шадура (предприятие также вошло в ТОСЭР «Череповец») полагает, что главный плюс статуса резидента — возможность показывать прибыль и при этом не платить на нее налог, чтобы «иметь возможность при правильно отстроенной налоговой отчетности привлекать инвестиции в банках для развития предприятия».
«Нам выгодно показывать нашу прибыль и налогооблагаемую базу и тем самым презентовать бизнес, который генерирует добавленную стоимость. Это бизнес, в который банки могут инвестировать деньги, а мы их будем направлять на развитие производства», — говорит Евгений Шадура, добавляя, что фактически статус резидента ТОСЭР помогает получать кредиты, которые обычному предприятию не дадут.
Конкуренция городов
Несмотря на высокую конкуренцию, Череповцу удается привлекать иногородних инвесторов. Так, предприятие по изготовлению измерительных приборов «Завод Нартис» переехало сюда из Московской области.
«Конкуренция среди ТОСЭР есть, — констатирует заместитель мэра Череповца по вопросам социально-экономического развития Михаил Ананьин. — Мы понимаем, что инвестору нужны не только входные условия, но и качественное сопровождение инвестиционного проекта, нужен общий инвестиционный климат и качественная логистика. Череповец стоит на реке, поэтому мы оказались лучше для судостроителей, чем другие площадки. Нам проигрывают уральские и сибирские города: они очень удалены от рынков сбыта, там все намного сложнее. Сильный игрок — Ленинградская область. У Калуги, Ярославля свое преимущество — минимальное расстояние до Москвы. С другой стороны, из-за близости столицы в этих городах вымывается производственный персонал. Что касается территорий, где размер первоначальных инвестиций меньше, это потому, что они возникли позже. Мы сейчас готовим заявку в Минэкономразвития, чтобы тоже снизить входные барьеры. У нас есть круг интересантов, которые не готовы тратить много, но ТОСЭР им интересен. У каждого города — своя игра».
Оператором реализации инвестиционных проектов в Череповце является Инвестициоенное агентство "Череповец". Контактный телефон: 8 8202 57 02 55.
Материал www.cherinfo.ru