Интервью для РБК: Илья Коротков о статусе первого резидента Индустриального парка "Череповец"

Интервью для РБК: Илья Коротков о статусе первого резидента Индустриального парка "Череповец"

Илья Коротков, заместитель директора АО «ЧФМК», дал большое интервью РБК о том, как предприятие стало первым резидентом Индустриального парка "Череповец" и резидентом ТОСЭР "Череповец".

Источник: https://vo.rbc.ru/vo/interview/31/05/2018/5b0f9ab79a79474a9415f5b9

Первая свая в фундамент здания нового производства стружечно-цементных (фибролитовых) стеновых панелей и плит была забита 14 июня 2017 года. В мае 2018 начался шеф-монтаж оборудования. А к концу года ожидается выпуск первой пробной партии продукции предприятия, в создание которого ЧФМК инвестирует 3 602 млн рублей.

— Любой рынок имеет свою цикличность, свои спады и подъёмы, — рассказывает заместитель гендиректора ЧФМК Илья Коротков, отвечающий за реализацию нового инвестпроекта. — Чтобы сгладить их, позволить компании развиваться, нужно иметь интересный ассортимент продуктов. Вот и мы некоторое время назад занялись поиском новых их видов, которые мы можем у себя производить, чтобы диверсифицировать производство. Мы поездили, посмотрели, что в мире появляется. Причём, подошли к проблеме, отталкиваясь не от продуктов, а от оборудования. Зачастую именно производители оборудования задают тренды развития отрасли. Мы поездили по миру и поняли, что в деревообработке ничего нового за последние 10 лет не придумали. Классическая фанера, древесные плиты и всё. Есть, правда, деревопластики, но в тот момент оборудование по их производству не дотягивало до производительности, которую мы хотели иметь в массовом производстве.

Когда ты влезаешь в большой проект, должен отдавать себе отчёт, что это должно быть массовое производство с нормальной себестоимостью и хорошей рентабельностью.

Так, перебирая разные продукты, мы и нашли голландскую компанию, которая давно работает, давно исторически на рынке существует. Но видоизменила своё производство, сделало его современным, с непрерывными конвейерными линиями. Она и натолкнула нас на идею производства продукта, который экономически интересен в производства и понятен нам, потому что это — деревообработка.

— И это продукт — фибролитовые плиты?

— Фибролитовые, древесно-цементные плиты — у него много названий. Интересно, что даже в СССР существовал ГОСТ на такие плиты. Мы вернулись к этой, давно известной рынку идее, потому что было самое главное — высокопроизводительное оборудование. Современные модернизированные линии практически полностью автоматизированы, позволяют выпускать качественную продукцию — это первое, а второе — сама плита обладает интересными качествами, и рынок этот сформирован и развивается.

Да, мы, конечно, шли на риск, потому что в России этот продукт практически не представлен на внутреннем рынке или представлен незначительно. Но мы сделали выбор. Почему нет? Интересный проект, который кто-то всё равно должен начинать…

— А потом все станут так делать. Это, как сейчас в Череповце с пекарнями — стоило открыть одну и почувствовать спрос, как подобные заведения стали расти, как грибы…

— Видимо, всегда пытаются копировать то, что приносит деньги. Это, кстати, интересная история, потому что тот, кажется, кто первый выходит на рынок, тот и снимает сливки. Но иногда у первого не получается. Мы тоже не первые, кто занялся в России фибролитовыми плитами. У нас есть российский конкурент, который уже построил завод. Но та компания, во-первых, была далека от деревообработки, а, во-вторых, её методы управления и развития, на мой взгляд, оказались не самыми удачными. Наверное, поэтому они и не смогли сильно выйти на рынок. Плюс, они были самыми первыми — это тоже всегда тяжело. Я в таких случаях привожу пример Samsung и Apple. Это типичная история. Samsung — первый, кто предложил планшеты, смартфоны, но они у них не пошли, потому что идею никто не понял. А Apple с теми же продуктами через 2-3 года произвела фурор. А потом все стали тянуться следом, тот же Samsung. Видимо, рынок разобрался, в чём дело, и понеслось. Поэтому важно выбрать момент, когда заходить на рынок даже с новым продуктом.

— Почему вы решили строиться именно в индустриальном парке?

— Всё очень просто. Наша действующая индустриальная площадка в Череповце уже до предела забита производственными мощностями. Мы в принципе здесь уже не можем развиваться — нет свободных площадей. Надо было уходить. Мы стали выбирать площадки по всей области, не зацикливаясь на Череповце. Готовы были двигаться куда угодно, где есть хорошие инфраструктурные варианты. Это мог быть и Сокол, и Грязовецкий район, — появлялось много вариантов… Но случилась интересная вещь — началась вся эта история с помощью моногородам, которая потом превратилась в создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). И поскольку мы по этой теме шли вместе с Инвестиционным агентством «Череповец», вместе и сделали проект. Мы стали и якорным резидентом индустриального парка, и основным резидентом ТОСЭР.

— То есть вся история развивалась именно в таком порядке?

— Да, это всё шло последовательно. Пока мы всё обсчитывали, город параллельно начал развивать индустриальный парк, нас заявили туда как потенциальных инвесторов.

Так мы и шли одновременно — мы занимались своим проектом, они — своим. Два года прошло. В итоге у нас завод практически построен, ТОСЭР есть, Индустриальный парк сдан и сейчас наполняется резидентами. Мы одни из «якорей»!

— Какая стадия сейчас у вашего проекта?

— Монтаж оборудования. Основные здания готовы. Второстепенные строятся. Всё идёт по графику, как мы и хотели. Срок сдачи — 2019 год. Но начало производства — 4 квартал этого года.

— Насколько мне известно, вы ведь ещё воспользовались и льготным кредитом по линии Фонда развития моногородов?

— Да, поскольку тема моногорода для Череповца ещё актуальна, мы воспользовались льготной кредитной линией Фонда — под 5% годовых, поскольку существуем в индустриальном парке, который тоже создавался под моногород. Мы благополучно прошли все этапы согласования по выделению средств и сейчас уже в полной мере пользуемся этими деньгами.

— Удалось занять полную сумму?

— Нет, только часть — 40%. По закону так положено. Деньги взяли на 7 лет. Потому и ввязались в этот проект, что искали интересную площадку, а параллельно началась история с индустриальным парком и ТОСЭР. Вошли. Реализуем проект. Возможно, если индустриальный парк будет развиваться, затеем там что-то ещё. Там ещё есть незанятые участки. Будем смотреть.

— Как оцените работу городского инвестиционного агентства с инвесторами?

— Считаю, что в нашем случае всё сделано грамотно. В целом система есть, и она работает. А это уже хорошо. В городе действует стандарт сопровождения инвестиционных проектов в режиме «Одного окна»

Всю процедуру мы прошли успешно. Как говорится, проверено на себе, если мы появились в индустриальном парке, то там могут появиться и другие. Не вижу никаких особых препятствий, если, конечно, не считать традиционных бюрократических «заморочек»: большого количества документов и совещаний. Но это всё можно пережить и пройти.

Тем более, что в Череповце и Инвестагентство, и Агентство Городского Развития, и городские власти оказывают содействие — это очень удобно. Ну, и льготы, положенные резидентам ТОСЭР, играют немаловажную роль. Поэтому я считаю, надо активно заводить туда разный бизнес, который может что-то построить и производить. И не надо пугаться. Ладно, у нас масштабный инвестпроект, потому что мы большая компания. Но в индустриальном парке может сделать проект практически любой предприниматель. Почему нет? Там нет никаких ограничений. Зато есть дешёвая земля и вся необходимая инфраструктура и мощные налоговые каникулы как минимум до 2027 года.

Автор: Юрий Антушевич.

Подробнее на РБК:
https://vo.rbc.ru/vo/interview/31/05/2018/5b0f9ab79a79474a9415f5b9